В 2014 и 2015 годах законодателем внесено множество изменений в нормативную базу предпринимательского права. В том числе изменениям подвергся и федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Хочу обратить Ваше внимание на те изменения, которые показались мне важными.
Так, с 30.09.2014 года в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей включается адрес электронной почты, если такие сведения будут указаны в заявлении о государственной регистрации.
Также законом установлено, что если в заявлении о государственной регистрации указан адрес электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, то сведения о регистрации или решение об отказе в регистрации регистрирующий орган направляет в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя. Но, к сожалению, в настоящее время пока эта процедура не отработана регистрирующим органом, и сведения о регистрации или решение об отказе в регистрации заявитель получает в настоящее время в бумажной форме.
С 01.01.2015 расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Например, отказ в государственной регистрации допускается в случае, если юридическое лицо в процессе реорганизации, ликвидации, при уменьшении уставного (складочного) капитала не исполнило установленной законом обязанности уведомить кредиторов. Хотя обязанность уведомить кредиторов о реорганизации, ликвидации и при уменьшении уставного (складочного) капитала и была ранее установлена, но не было прямо предусмотрено такого основания для отказа в государственной регистрации.
С 31.03.2015 года любое лицо может бесплатно получить сведения о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственных реестрах, в форме электронного документа
Также с 31.03.2015 года вступили в силу значительные изменения в процедуру ликвидации. Теперь уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме направляется в регистрирующий орган лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, а не лицом, принявшим решение о ликвидации.
А обязанность уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии, о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса, возложена на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора), а не на учредителей (участников), как было ранее.
Жестче урегулированы сроки в процедуре ликвидации.
Так, опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
- установленного для предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Государственная регистрация ликвидации юридического лица не осуществляется, если в регистрирующий орган поступает из суда информация о наличии гражданского производства в отношении юридического лица до завершения данного производства.